Чехия. (8 - 22 Мая 2013 г.)

4500 км.

Фотогалерея из Надиного "Инстаграма".

Подготовка.

День 1. 8 Мая. Москва - Белоруссия.

День 2. 9 Мая. Белоруссия - Польша.

День 3. 10 Мая. Польша.

День 4. 11 Мая. Ойцовский национальный парк.

День 5. 12 Мая. Замок "Пескова скала", переезд в Чехию.

День 6. 13 Мая. Пршибор, Нови-Йичин, Рожнов-под-Радгоштем.

День 7. 14 Мая. Валашский музей под открытым небом, замок Гельфштын, Оломоуц.

День 8. 15 Мая. Оломоуц.

День 9. 16 Мая. Тршебич, Тельч.

День 10. 17 Мая. Тельч, Йиндржихув-Градец, Кутна-Гора.

День 11. 18 Мая. Кутна-Гора, Йичин.

День 12. 19 Мая. Чешский Рай, Баутцен.

День 13. 20 Мая. Берлин.

День 14. 21 Мая. 2/3 экипажа улетели в Москву. Дорога из Берлина в Польшу.

День 15. 22 Мая. Польша - Белоруссия - Москва.

Подготовка.

К этой поездке мы впервые серьёзно готовились, что, впрочем, мало сказалось на результате: изначальный план в процессе поездки был признан нереальным, за основу нового было принято "что-нибудь посмотреть и вернуться домой", в итоге, более чем на один день вперёд мы больше не планировали. Немного о подготовке: для младшего члена экипажа было приобретено автокресло Römer Duo Plus - удачная модель, но для путешествия с 10-11 месячным ребёнком, хотелось бы ещё одно полностью лежачее положение. Автомобиль прошёл регламентное ТО, был признан готовым к поездке и благополучно оброс багажником с боксом Thule Pacific 600, половину которого заняла детская коляска, которую за время путешествия мы доставали 1,5 раза; так же, была сделана тонировка задних стёкол автомобиля. На телефон была установлена последняя версия навигатора TomTom, в качестве резервного взяли старенький КПК с тем же TomTom. Ещё в феврале сделали загранпаспорт Яшке, работники УФМС ввели в заблуждение и загранпаспорт сделали биометрический на 10 лет, что в случае младенца пустая трата денег. Визы делали через Чешский визовый центр, никаких неожиданностей и сложностей не возникло: нам с Надей дали годовые мультивизы, Якову на срок поездки. Были забронированы 3 пансиона: в Турнове, Таборе и недалеко от Оломоуца, первоначальный план состоял в том, что бы ночевать в этих городах, а днём делать радиальные вылазки. В итоге, все три брони были отменены уже после даты "бесплатной отмены", но от списания средств спасло то, что оплата в этих пансионах принимается только наличными.

8 - 9 Мая.

Как всегда, основные сборы у нас происходят в вечер перед выездом, в итоге, на сон у меня было 3 часа. Проснувшись в 4 утра, перенёс вещи в машину и в 5:30 мы смогли выехать. По плану мы должны были доехать до Бреста. За 200 км от Минска стало понятно, что наши наполеоновские планы по пожиранию расстояний совершенно несостоятельны: Яшка хорошо переносит дорогу только пока спит. Начали рассылать СМС знакомым с просьбой посмотреть отели в Минске или по дороге, в итоге, остановились в Весте. Оглядываясь назад, понимаю, что эти 750 км были преодолены каким-то чудом. Несмотря на не самые социально-ориентированные цены, отель понравился. "Окрошка по-селянски" была великолепна, но вот с драниками в их ресторане беда. Позднее просыпание 9-го мая было, определённо, нашей большой ошибкой. Доехав до погранперехода почти за 5 часов мы очень обрадовались, оказавшись единственными на Варшавском мосту и даже 30 минутное стояние не предвещало долгого прохождения границы. По факту, переход занял 4,5 часа, 3,5 из которых, на польском участке. Начинало стремительно темнеть и пора было останавливаться на ночёвку, все приграничные отели были забиты, в итоге, остановились в одноместном номере отеля Леон в Бяла-Подляске. Не рекомендуем. В тот вечер мы окончательно отказались от первоначального плана, брони были отменены и было принято стратегическое решение ввести мораторий на расстояния больше 300 км в день. Решили не спешить в Чехию и посмотреть что-нибудь в Польше, кроме того, было решено изменить направление движения в Чехии с Турнов->Табор->Оломоуц на противоположное.

10 Мая.

После суеты двух последних дней хотелось тишины и спокойствия, лучшим местом для того, чтобы прийти в себя, был признан "Ойцовский национальный парк". Краем глаза посмотрев на Букинге близлежащие гостиницы, я понял, что свободных мест достаточно и бронировать заранее не стоит, да и уверенности в наших способностях к преодолению расстояний у нас поубавилось. Тем не менее, к вечеру мы были у запланированного отеля, но на 2 ночи мест в нём не было, "ибо свадьба". Нам посоветовали проехать пару километров до какого-то нового отеля, который открылся всего неделю назад. Приехав в него, обнаружили, что если мы останемся в нём, то будем единственными постояльцами, немного посомневавшись, решили остаться. Отель Łokietek действительно только открылся, пахло свежим ремонтом и эхом раздавались наши шаги в коридорах, которые не успели застелить ковролином. В первом, предложенном нам номере, был крайне слабый сигнал WiFi, нас благополучно переселили, правда в новом номере оказались проблемы с горячей водой и в первый вечер мы ходили принимать душ в тот первый номер. Зато в отеле оказался неплохой ресторан.

11 Мая.

Основательно выспавшись и хорошо позавтракав, мы поехали гулять в Ойцовский национальный парк. Приехав в парк, оставили машину на стоянке, купили карту маршрутов. Основа парка - это долины рек Prądnik и Saspówka, которые сформировали карстовый рельеф местности. В парке несколько сотен пещер, в двух из которых, в тёплое время года проходят экскурсии, и два замка: руины Ойцовского замка и замок Пескова Скала, оба являются частью маршрута "Орлиных гнёзд". В парке проложено несколько велосипедных и пешеходных маршрутов. Весь день посвятили прогулкам, посмотрели одну их пещер - пещеру Łokietek, которую, как считается, польский король Владислав I Локетек использовал, как убежище. Отобедали в ресторанчике форелью местного разведения. Побродив по развалинам Ойцовского замка поехали в отель.

12 Мая.

Погода испортилась, всё утро моросил дождь, что не способствовало раннему подъёму. Позавтракав пошёл рассчитываться за проживание, администрация отеля сделала приятную скидку за неудобства с горячей водой. Сегодня в планах посмотреть замок Пескова Скала и наконец-то добраться до Чехии. По знакомой дороге возвращаемся в Ойцовский парк и едем в сторону замка. Дорога петляет, после каждого изгиба фотографические виды сменяют друг друга, но неприятный дождь не способствует остановкам. После очередного поворота замечаем знаменитый известковый останец - "Палица Геркулеса", а сразу за ним возвышается замок в Песковой Скале. Погода не радовала и, поскольку дорога в Чехию шла близ Сосновец, мы решили заехать в аутлет Fashion Hause, что, как выяснилось, было пустой тратой времени. С наступлением темноты въехали в Чехию. Заправившись и купив виньетку начали искать место ночёвки. Сначала TomTom "привёл" нас какому-то жилому дому, хозяйка которого была очень удивлена вопросом о гостинице, выбрав в списке POI следующий по маршруту отель, навигатор повёл нас какими-то очень подозрительными "тропами", ситуация осложнялась тёмным временем суток и проливным дождём, но минут через 20 мы въехали в небольшой городок Proskovice. Городок казался абсолютно не жилым, свет горел только в одном доме, который и был гостиницей/рестораном/баром Florian. Бар был полон местной публики, проводившей там свой воскресный вечер. Девушка в баре не говорила на английском, но с помощь посетителей мы нашли общий язык. В гостинице всего 3 номера, нас поселили в огромный двухкомнатный номер, выдав ключи она что-то пыталась мне объяснить, но я не придал её словам значения.

13 Мая.

Проснувшись утром мы обнаружили, что мы единственные, кто находится в здании, двери закрыты и что делать совершенно не понятно. Побродил по зданию, посмотрел плакаты и газетные вырезки с хоккейными знаменитостями. Пока собирали вещи, пришёл то ли повар, то ли хозяин бара, который и объяснил мне, что второй ключ на связке открывает входную дверь. Позавтракав направляемся в сторону города Рожнов под Радгоштем (Rožnov pod Radhoštěm). По пути заезжаем в городок Пршибор (Přibor), известный тем, что там в 1856 году родился Зигмунд Фрейд, в доме где он родился ныне располагается музей. Музей был закрыт и мы, посетив булочную, поехали дальше. Пейзажи не устают радовать, впереди видны Моравско-Силезские Бескиды, вдоль дороги вьётся река. Довольно быстро добираемся до цели, заселяемся в отель Eroplán. Дождь почти не прекращается, поэтому обедаем в ресторане отеля. Вечером погода налаживается и мы едем в близлежащий городок Нови-Йичин (Nový Jičin). На обратном пути остановились в городке Hodslavice посмотреть деревянный костёл svatého Ondřeje. Ужинаем в ресторанчике блюдами местной валашской кухни. Всё очень вкусно, не дорого, но готовят долго, так долго пребывать в одном месте Яшка не в состоянии, поэтому десерт доедаем уже в машине.

14 Мая.

Всю ночь за окнами пели птицы как бы предвещая хорошую погоду. Сегодня в наших планах осмотр Валашского музея под открытым небом - проще говоря, скансена. Территория разделена на три части: Валашская деревня, Мельничная долина и Деревянный городок. Посещение каждой части платное, что неприятно удивило после посещения датского скансена в Lyngby. Можно купить информационные проспекты на русском языке. Мы начали с "Валашской деревни" и не ошиблись - это самая большая и интересная часть комплекса. На этой территории собрано несколько десятков валашских домов и фермерских построек XVIII - XX веков. Посещение "Мельничной долины" возможно только в составе группы с экскурсоводом, об этом мы узнали после того, как встретили на территории группу и были почти допрошены экскурсоводом о том, как мы посмели пробраться на территорию. Тут представлены технические постройки с механизмами на основе водяного колеса: лесопилка, валяльный цех, а так же пара кузниц и мельниц. Посещением третьей части - "Деревянного городка" можно смело пренебречь, по сути он состоит из нескольких "аутентичных" кафе с несъедобной едой и площадок для проведения мероприятий. Там же находится деревянный костёл с вокруг которого могилы почётных жителей региона. Перекусив в кафе мы двинулись в сторону Оломуоца, по пути заехали в замок Гельфштын (Helfštýn). К сожалению, на часах уже было 6 и ворота замка закрывались буквально на наших глазах. Нас пустили на 3 минуты за первые ворота, но не дальше. Замок Гельфштын является одним из самых больших замковых комплексов Европы. Комплекс создавался в XIV - XVIII вв. Замок регулярно разрушался и на данный момент, из оригинальных строений остались крепостные стены, а так же несколько стен зданий. Внутри проводятся различные реконструкторские мероприятия. Посмотрев фото в интернете, пришли к выводу, что потеряли мы не много и наибольшее впечатление замок производит снаружи. К вечеру приехали в Оломоуц (Olomouc) и поселились в отеле Palác. В Оломоуце мы планировали провести две ночи. Оплатить сразу две ночи не получилось, поскольку персонал тупил и ссылался на неработающий терминал. По приезду испытали лёгкий шок: что-то мы отвыкли от крупных городов и такого количества людей.

15 Мая.

Утром случилась неприятность: при оплате номера выяснилось, что остаться ещё на одну ночь мы не можем, т.к. все номера забронированы, а то, что вечером мы договаривались о оплате двух ночей - это какое-то недоразумение и нам надо срочно освобождать помещение. Собрались с рекордной скоростью и успели забронировать номер в другом отеле. Позавтракали в кафе, прогулялись немного по центру и пошли в парк, чтобы Яшка провёл свой дневной сон на свежем воздухе. В итоге, мы провели несколько часов в парке и местном ботаническом саду. Из всего времени, проведённого в Оломоуце, наверное треть мы провели в парке. Исторический центр города очень компактный и неспешно обходится 3-4 часа.

16 Мая.

Сегодня мы едем в город Тельч (Telč), а по дороге заезжаем в Тршебич (Třebíč). Переплетение узких кривых улочек, старые домики - это еврейский квартал (Židovská čtvrť) города Тршебич. Квартал существует с XVI века и является одним из самых крупных гетто Европы. Квартал насчитывает около сотни домов, две синагоги и еврейское кладбище. Несмотря на размеры, кладбище насчитывает более 10 тысяч могил и около 3 тысяч каменных надгробий, самое старое датируется 1625 годом. Еврейский квартал внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Базилика святого Прокопа (построена в первой половине XIII века) была закрыта, а на территории велись ремонтные работы, поэтому удалось осмотреть её только снаружи. К вечеру приезжаем в Тельч и селимся в отеле Antoň. Наконец-то в номере не душевая кабина, а полноценная ванна. Яшка в восторге. Кроме того, в отеле неплохой ресторан.

17 Мая.

Первую половину дня гуляем по историческому центру Тельча. Центр города окружён водоёмами и парком. Удивительно красивая центральная площадь Захария из Градца (Náměstí Zachariáše z Hradce). До 1386 года центр города был деревянным, но был уничтожен пожаром за одну ночь, в последствии, центр был выстроен в камне, весь исторический центр внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок Телч (Zámek Telč) не произвёл большого впечатления, в замке открыто несколько экспозиций, но посещение только в составе организованной группы, присоединяться к чешской группе не хотелось да и с маленьким ребёнком очень тяжело даются организованные экскурсии. Уже ближе к обеду мы выдвигаемся в сторону города Кутна-Гора (Kutná Hora), но предварительно заезжаем в небольшой городок Йиндржихув-Градец (Jindřichův Hradec). Основная достопримечательность города - это замок, построенный в начале XIII века и который является третьим по величине в Чехии. Для осмотра замка предусмотрено 4 маршрута, но в этот день был открыт лишь один и тот "в составе организованных групп". Немного расстроившись, мы обошли доступные территории и пошли на центральную площадь. Совершенно случайно набрели на замечательный магазин детской одежды. К вечеру доехали до Кутной-Горы, остановились в Pension Bed & Breakfast, рекомендуем.

18 Мая.

Пустынный вечером городок утром стал наполняться туристами, как песочные часы - сразу видно, что это популярное туристическое место. Несколько часов гуляем по городу, руководствуясь выданной на ресепшене картой. Когда-то, город был центром серебро-добычи в Чехии, что позволило построить несколько действительно значительных произведений архитектурного искусства, первое место, безусловно, занимает Собор Святой Варвары (Chrám svaté Barbory) – покровительницы горняков. Каким образом мы не посмотрели часовню Всех Святых (kostel Všech Svatých) с Костницей (Kostnice), известную своим склепом с интерьером из человеческих костей, нам остаётся только догадываться. Будем считать, что оставили на следующий раз. После обеда приехали в город Йичин (Jičín). Город не оставил особых впечатлений, но он, безусловно, удобен в качестве опорной точки при осмотре заповедника Чешский Рай (Český ráj).

19 Мая.

Наш последний день пребывания в Чехии. Сегодня мы едем гулять в Чешский Рай и едем в Германию, в город Баутцен (Bautzen). Из всего Чешского Рая мы выбрали для себя две цели: Праховские скалы (Prachovské skály) и руины замка Троски (Trosky). Праховские скалы - это, наверное, самая главная достопримечательность Чешского Рая и при хорошей погоде, гулять там можно не один день. Праховские скалы - это как будто целый скальный город, состоящий из множества колонн. Скалы, обрывы и ароматные хвойные деревья. По территории проложено несколько пешеходных маршрутов разной длины, мы выбрали маршрут на 2,5 км, но по ходу движения сделали несколько вкраплений из других трейлов. Был замечательный воскресный день, парк был наводнён посетителями с детьми и собаками. Вдоволь нагулявшись, мы поехали к замку Троски. Силуэт башен этого замка является символом заповедника. Замок был построен между двумя базальтовыми скалами в конце XIV века, но уже в 1428 году замок был разрушен пожаром, окончательно разрушили замок в 1648 году шведы в ходе Тридцатителней войны. На северную башню ведёт винтовая лестница, откуда открываются захватывающие виды. На этом заканчивается чешская часть нашего маршрута, впереди Баутцен и Берлин. До Баутцена около 120 км и мы проезжаем из как раз в дневной сон Яшки. Поселились в отеле Villa Antonia, на ресепшене нам дали карту города и мы пошли гулять. Баутцен - старинный город в Саксонии, построенный над долиной реки Шпреи. Город считается «столицей» лужицких сербов и два официальных языка: немецкий и верхнелужицкий. В годы войны было разрушено более 30% исторических зданий, но ныне они восстановлены, кропотливость немцев в восстановлении и реставрации не всегда оставляет возможность понять, восстановлено ли здание. В воскресный вечер работало лишь несколько ресторанов, да и те были забиты посетителями, т.ч. с ужином у нас не задалось.

20 Мая.

Проснулись поздно, ведь спешить нам некуда, т.к. путешествие наше завершается, позавтракали и пошли пройтись в город, в надежде зайти в некоторые приглянувшиеся магазинчики. Но нас ждал сюрприз: ни один магазин, несмотря на понедельник не работал, сначала подумали, что это из-за того, что ещё утро, но и в 11 магазины не спешили открываться, двери торгового центра были открыты, но внутри никого и выключен свет. Не первый сталкиваемся с тем, что в Германии не далеко не все разговаривают на английском, вот и в этот нам не сразу удалось найти человека, который сказал, что сегодня "holiday", но что за праздник, мы так и не поняли. Уже в Берлине прочитали, что 20 мая был юбилей - 200 лет битве при Баутцене. Расстроились и поехали в Берлин, в надежде, что уж там точно не празднуют очередной разгром Наполеона. В Берлине наш экипаж должен был разделится: Надя с Яшкой летели на самолёте в Москву, а я неспешно возвращался на машине. Поселились недалеко от аэропорта в отеле MEININGER и отправились в центр города. Тут нас ждал очередной сюрприз: в Берлине тоже не работают магазины несмотря на понедельник и рабочее время. Уже в процессе подготовки отчёта выяснилось, что в Германии был Whit Monday. Почему-то с детства Берлин у меня ассоциировался с двумя символами: Трептов парк с памятником войну-освободителю и берлинской телебашней, для посещения был выбран Трептов парк. Потом отель, ночёвка и утром в аэропорт; в районе Познани получил СМС о том, что семейство благополучно приземлилось в Москве.

Итоги.

Пробег составил 4500 км, из них 2700 экипажем в полном составе. Автомобильные путешествия с нашим ребёнком вполне реальны, но дневной пробег не должен превышать 200 км, по крайней мере, на нашей нынешней машине, т.ч., до тех пор пока не купим Starex/Multivan/Vito, так и будем путешествовать по схеме: 2/3 экипажа fly&drive, а я drive&drive. Так же, стоит больше уделять внимания природным достопримечательностям. Что касается времени года, то тёплые летние месяцы предпочтительней, это позволит отказаться от бронирования отелей и жить в кемпингах.